Правда ли, что сейчас никто не читает тексты на сайтах? Сделали обзор на шесть исследований и вывели несколько советов: что делать, чтобы статьи на сайте не просто читали, а дочитывали до конца.
Содержание
Пишущим авторам важно то, чтобы их тексты читали. Чем популярнее личный блог, тем больше людей составят мнение о человеке на основе впечатлений о тексте. Чем популярнее блог компании, тем больше людей поверят в ее экспертность, запомнят и обратятся за услугами.
Важно, чтобы пользователь дочитывал статьи до конца, тогда автор сможет воздействовать на читателя. Копирайтеры и контент-менеджеры экспериментируют с разными форматами и смотрят, есть ли связь дочитываемости и длины статьи, темы, стиля повествования и других признаков.
Авторы могут анализировать дочитываемость на сайтах с помощью метрик: доскроллов, вовлеченности, тепловых карт, конверсии посетителей сайта в читателей, и исходя из этого понимать, какие фрагменты текста можно доработать. Но, возможно, культура чтения в принципе изменилась?
Как люди читают
О том, как люди относятся к чтению в цифровую эпоху, есть несколько популярных мнений.
Как люди читают тексты? Мнения:
-
- Большинство охотно читает до сих пор.
Во время интернета стало проще добывать интересный контент и почти любые книги, поэтому многие охотно читают. Чтение в метро ничто не заменит еще долгое время. - Длинный текст не воспринимают.
Мышление стало клиповым, пользователь распыляется между несколькими задачами, отвлекается на уведомления. Он не может долго фокусировать внимание на чем-то одном и читать длинные тексты. Нужно укорачивать и дозировать контент. - Текст вообще не воспринимают.
Сейчас люди совсем отвыкли читать, гораздо удобнее воспринимать информацию в другой форме. Нужно менять формат контента: вместо текста делать видео, аудиоподкасты, картинки и комиксы.
- Большинство охотно читает до сих пор.
Несколько компаний провели исследования того, как пользователи читают текст: статьи на страницах коммерческих сайтов, материалы прессы и книги. Разберем их дальше.
Обзор исследований: как читают контент на сайте
«Как люди читают в интернете: исследование с помощью айтрекинга»
Исследование провел эксперт по юзабилити, руководитель Nielsen Norman Group Якоб Нильсен. Исследование датируется 1997 годом, сейчас стоило бы провести повторное, чтобы обновить результаты.
Как исследовали:
В работе использовали айтрекинг, иначе говоря окулографию — метод слежения за движениями зрачков во время чтения текста с сайта.
300 человек от 18 до 64 лет приняли участие, они читали статьи на сайтах, в то время как исследователи следили за движениями их глаз. Дополнительно респонденты выполняли разные задания после прочтения.
Кратко о том, что выяснили:
- Сначала смотрят целиком, потом читают.
16% сразу читали весь текст, а 79% испытуемых всегда сначала просматривали новую страницу целиком, а потом уже принимались за чтение. При просмотре они стремились выцепить факты, оценить, полезен ли будет текст. И в это время легко переключались на гиперссылки, отвлекались на сопутствующие материалы. - Кликбейт вредит доверию.
Оказалось, что пользователи намного хуже относятся к рекламному стилю написания с кликбейтными заголовками. Они хотят читать факты и полезную информацию, доверие к сайту падает, если пользователи видят, что автор преувеличивает. - Списки — хорошо.
Пользователи чаще читали тексты со списками, чем без них: 70% против 55% соответственно. - Форматирование делает чтение удобнее.
Удобно оформленная для чтения статья дала показатель на 47% выше благодаря спискам и таблицам. - Один абзац — одна идея.
В одном абзаце должна быть одна идея, пользователи хуже воспринимают мысли, которых не было в начале параграфа. - Краткое изложение лучше.
Сравнение разных стилей изложения показало, что дочитываемость страницы с кратким изложением была на 58% выше, чем у длинного текста. - Рекламный стиль хуже.
Объективные факты дочитывали на 27% чаще, чем текст в рекламном стиле. - Краткость, форматирование и факты.
Страницы, на которых были все три фактора — краткий текст, оформление по типографике и объективность — дали показатель 124%.
Выводы:
Пишите тексты «без воды» и кликбейта, с правдивыми фактами, не используйте рекламный стиль и агрессивное убеждение. Оформляйте статьи по правилам типографики, с подзаголовками и списками, чтобы читать было удобнее.